Гаджеты захватили наш современный мир. Люди используют их каждый день и многие уже не представляют свою жизнь без них. Они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на человека.
Безусловно, цифровые устройства гораздо упростили нашу жизнь, сделав её более функциональной и доступной. Они помогают нам справляться с повседневными делами быстрее и качественнее. Но, как и у всего есть обратная сторона медали. С гаджетами пришла ещё одна зависимость. Есть две крайности: взрослые или полностью запрещают ребёнку гаджеты, или разрешают пользоваться бесконтрольно. И обе они не работают. Когда родители забирают у ребёнка телефон или грозятся забрать – это выливается в жуткую истерику.
Как распознать зависимость от смартфона и избавиться от неё расскажет специалист отделения комплексной помощи семьям с детьми Елена Добренькова.
1. Вы – пример.
Ребёнок живёт в семье, и он слушает то, что мы говорим, он смотрит на то, что мы делаем. Так почему же когда бабушка за телевизором, папа за ноутбуком, мама в телефоне, он должен сидеть читать книгу? Случай с бабушкой ребёнку объяснить легко: «Бабушка уже не работает, в её жизни мало что происходит, да и живём мы не с ней. Она смотрит телевизор, и это у неё вместо того что у нас с тобой есть в реальной жизни» А вот с папой и мамой гораздо сложнее. Введите правила, например, за завтраком, обедом, прогулкой, посещением культурного мероприятия всей семьёй только в крайнем случае вы берёте смартфон в руки. Можно ответить на звонок или смс.
2. Выключение гаджетом.
Все мы понимаем как с ребёнком тяжело. У каждого родителя есть обязанности, бытовые хлопоты никто не отменял, да и себе хочется уделить время. Здесь мы видим обычную картину: мама даёт двухлетнему ребёнку в руки смартфон, чтобы заняться своими делами. Поймите, что зависимость формируется до недели, а уходить она будет месяц. Нельзя давать телефон как пустышку. Попробуйте на такие случаи заранее придумать, чем занять ребёнка. Это может быть развивающая игра, интерактивная книга или журнал, а если ребёнок по старше, то можно ему тоже поручить некоторые обязанности по дому. Только одну уборку можно обыграть, например, кто быстрее уберёт игрушки или пропылесосит.
3. Родительский контроль.
Ребенку нельзя сидеть бесконтрольно в интернете. Сначала нужно следить за тем, чтобы малыш смотрел столько, сколько вы ему пообещали, а подростка нужно готовить к тому, чтобы он сам контролировал время. Начиная с 7 лет, когда у ребенка уже есть гаджет, обязательно нужно контролировать время его использования. И не только время, а что конкретно ему можно смотреть и какие игры можно скачивать. Для этого у современных гаджетов есть функция – «родительский контроль». А с 12–14 лет передавать ребенку это на самоконтроль. Потому что если вы будете контролировать подростка, вы столкнетесь с сопротивлением и потеряете с ним контакт. То есть нужно не запрещать, а постепенно формировать иммунитет, ставить некие фильтры, когда ребенок умеет с опасностью и возможностью аккуратно справляться.
4. Во всём важен баланс.
Не нужно видеть в современной технике вселенское зло. Гаджеты – это полезные вещи, но ими просто не стоит злоупотреблять. С одной стороны родители в поликлинике-машине-самолете сами подсовывают ребёнку планшет и включают мультики или игрушки ради экономии собственных нервов. Но с другой стороны, получается, что мы сами подсаживаем детей на гаджеты чуть ли не с пеленок. А освободившееся время тратим на что? Правильно, на соц. сети. Не надо относиться к гаджетам как к наркотикам, и пытаться полностью их избегать. Бывают моменты, когда они нужны и упрощают нам жизнь. Нужно просто искать баланс. Иногда родители постоянно соглашаются с прихотями ребёнка: «Хочу-хочу и можно-можно», а потом резко запрещают. Такой подход получается непоследовательным. Не нужно читать ребенку нотации о вреде гаджетов, а вместо этого взять с собой в театр, на выставку, вместе прогуляться в парке или отправиться в короткую поездку. Дети сидят в виртуальном мире, потому что получают больше удовольствия, чем в реальной жизни.
5. Лучший способ это объяснение.
Признайте, смартфоны повсюду, и как бы вы ни хотели защитить своего ребёнка, вы можете проиграть эту битву. Да, вы будете соблюдать все правила в своем доме, но что происходит, когда ребёнок остается с няней или родственниками? Что будет происходить, когда нас не будет рядом? Признайтесь себе, что вы не можете полностью контролировать использование смартфонов детьми. Лучшее, что вы можете сделать, это научить их безопасному использованию. Научите их, что разрешено, а что нет. Пусть они вырастут, умея различать разумное пользование гаджетами и опасные моменты – от поиска ненужной информации и возможными знакомствами в интернете. Если ребенок растет и сразу понимает, что мультики — это очень интересно, но может возникать зависимость, то он будет пользоваться ими более осознанно. Это надо начинать объяснять лет с 4–5. Зависимость — как это? Это когда сложно выключить, когда хочется снова и снова, когда скучно все, что не в гаджете. Такие детские простые объяснения — это первый шаг к формированию иммунитета.